Как реагировать копирайтеру на критику клиента
В любой сфере деятельности отношения между исполнителем и заказчиком могут быть весьма и весьма напряженными. Не исключением является и копирайтинг. Здесь заказчику нужен текст, а исполнитель должен этот текст написать. При этом очень часто конечный результат по каким-то причинам не устраивает заказчика. В данной статье мы взглянем на эту критику именно с точки зрения копирайтера, а также попытаемся понять, что ему делать в такой ситуации.
Многие копирайтеры очень болезненно относятся к критике в свой адрес. Если заказчик выскажет свое недовольство, то такие люди могут психануть, заявить что-то в ответ или даже оскорбить. А это и есть ключевая ошибка. Что же следует делать?
Можно выделить 3 основных этапа действий.
- Во-первых, просто успокойтесь и попытайтесь посмотреть на ситуацию без эмоций и максимально непредвзято.
- Во-вторых, подробно расспросите заказчика и попытайтесь понять его позицию (чем именно он недоволен).
- В-третьих, исходя из полученных сведений, реагируйте на критику. Вроде бы все просто.
Теперь для примера рассмотрим несколько ситуаций.
- Первая ситуация. Заказчик говорит, что ваш текст – это полный бред. За такое он платить не хочет. Казалось бы, что самое время начать истерику. Но будем следовать плану. Для начала успокойтесь, не пытайтесь сразу что-то отвечать и как-то реагировать. Далее спросите заказчика, почему он считает ваш текст бредом, что конкретно в нем не так. И здесь ситуация может развиваться по-разному. Человек может указать вам на множество конкретных недостатков, которые вы раньше не заметили. Также человек может просто сказать, что не хочет ничего вам объяснять и не желает платить за это. В первом случае можно исправить все недочеты, а во втором случае целесообразно просто отказаться от сотрудничества с таким заказчиком.
- Вторая ситуация. Заказчик говорит о том, что текст неплохой, но в нескольких местах вы ошиблись в терминологии либо написали какую-то неверную / неточную информацию в техническом плане. К примеру, написали о том, что в конкретном автомобиле используется автоматическая коробка передач, а там используется ручная. Здесь видно, что заказчик настроен позитивно. К вам он особо не цепляется, понимая, что копирайтер просто не может знать всех технических особенностей того, о чем пишет. Но такие вот мелочи и ошибки нужно все равно исправлять.
- Третья ситуация. Заказчик показывает, что он явно некомпетентен в той теме, статью на которую вы пишите. При этом человек может быть очень упрямым и крепко стоять на своем. Это самый тяжелый случай. К примеру, после прочтения вашей готовой статьи на тему «звуковые мониторы ближнего поля» он может заявить, что это не мониторы, а колонки. И будет на этом настаивать даже в том случае, если вы ему докажете обратное (просто из принципа). Здесь вариантов ваших действий еще больше. Во-первых, можно согласиться с заказчиком и переделать все по его шаблону. Он ведь платит деньги – пусть и пожинает плоды своей некомпетентности. Во-вторых, можно продолжать настаивать на своем и попытаться его переубедить (вдруг здравомыслие все-таки возьмет верх). В-третьих, можно поставить жесткий ультиматум. Суть этого ультиматума в следующем – заказчик не прав, а вы правы. Вам нужны ваши деньги. Если вы не получаете их, то он не получает текст. Довольно часто такой ультиматум остужает пыл человека, после чего он соглашается на ваши условия.